ЧАСТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ОТ НАС НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ, НО ИМЕННО ОТ НАС ЗАВИСИТ ВСЁ
В этом уверен Василий Михайлович Бусев — руководитель проекта электронной математической библиотеки https://www.mathedu.ru .
Василий Михайлович много лет трудился в московской Научной педагогической библиотеке имени К. Д. Ушинского и отсканировал издания, которые могли исчезнуть в период реформирования библиотеки. Теперь сохранённые в цифровом виде раритеты доступны всем желающим в интернете.
Электронная библиотека «Математическое образование» появилась в 2006 году. Василий Бусев создал её, чтобы делиться с людьми редкими книгами. Изначально планировалось заниматься только старыми изданиями, но потом появились книги и современных авторов. Это было продиктовано желанием постепенно создать единое информационное пространство математического образования.
Особенность этого ресурса в том, что он не только предоставляет доступ к литературе, но и даёт пользователю инструменты для работы с ней: возможность быстро перемещаться по структурам изданий, группировать материалы по авторам, тематике или хронологии, проводить поиск по текстам.
В декабре 2019 года ресурс обновился, была открыта новая версия сайта, появились новые перспективы развития.
Сегодня наш разговор — о библиотеке «Математическое образование», а также о саморазвитии с помощью книги и коллективной силе сообщества педагогов.
— Расскажите, как развивался проект в последнее время?
— В течение примерно полутора лет нам удалось значительно пополнить библиотеку, а также перевести её на новую программную платформу. Необходимость в этом чувствовалась давно; прошлая версия имела серьёзные ограничения и при дальнейшем росте объёма контента рано или поздно перестала бы функционировать. Разработка длилась год, и сейчас я с уверенностью могу сказать, что получен хороший результат.
— Каковы особенности новой версии библиотеки?
— Из главных новшеств я бы назвал усовершенствование поиска (теперь можно быстро переходить по найденным словам внутри книг) и личные кабинеты, которые позволяют читателям создавать свои подборки материалов. Также были существенно модернизированы все разделы сайта: каталог, указатели, путеводители. Создан сервис памятных дат — обновляемый список юбиляров на ближайшие годы.
Видите, основные результаты формулируются в трёх предложениях, но за каждым из них стоит несколько месяцев работы. И я рад, что теперь у библиотеки есть прочная основа, на которой будут создаваться новые модули и сервисы.
— А что касается пополнения библиотеки, какие здесь достижения?
— Это текущая работа, в которой всегда трудно выделить что-то важное; всё так или иначе важно. Пожалуй, отмечу, что с весны прошлого года мы начали размещать в библиотеке диссертации — в основном старые, но есть и современные.
По этому поводу были споры и с коллегами, и с некоторыми читателями, точка зрения которых сводилась к тому, что «это никому не нужно». Тогда я спрашивал: «А что нужно? И кому?» И в процессе дальнейшего обсуждения мы довольно быстро приходили к тому, что никому вообще ничего «не нужно», и лучше вместо библиотеки сделать онлайн-сервис по доставке пиццы.
— Интересный вывод.
— И очень практический. Давайте подойдём к этому вопросу без эмоций вокруг темы «наследия», с которым все непременно должны быть знакомы, и посмотрим на дело глазами людей, занятых в педагогическом процессе. Например, с точки зрения учителя.
Итак, какая литература ему необходима? Для того чтобы научить школьника в рамках стандарта, учитель вполне может обойтись учебником и дидактическими материалами. Полезно иметь несколько методик и книг для внеклассной работы. Но всё это есть у него и без библиотеки: что-то в бумажном виде, а что-то можно найти в интернете на разных сайтах. Выходит, что библиотека учителю не нужна. Нечто подобное можно сказать и о других категориях читателей. Это если под «нужно» понимать утилитарное применение.
— А какое Ваше понимание?
— Моя точка зрения такая: необходимо предлагать людям больше информации, чем им требуется для решения текущих вопросов. Задача библиотеки не только в том, чтобы помочь в решении этих вопросов (хотя и это очень важно), но и в том, чтобы вовлечь людей в общее информационное пространство с целью их саморазвития и совершенствования своей деятельности (учебной или педагогической). Работа в этом пространстве предполагает и поиски нового, и размышления над прочитанным, и обсуждения с другими людьми — целый набор разных действий, в результате которых происходит личный и профессиональный рост. И с этой точки зрения важны любые виды ресурсов, в том числе и диссертации.
В остальном, что касается пополнения библиотеки, мы по-прежнему пытаемся «объять необъятное» и вести все разделы: выкладываем и научно-популярные книги, и учебники, и методические пособия, и журналы. Повторю: трудно выделить среди них что-то, здесь каждый читатель выбирает сам в зависимости от своих предпочтений и конкретных задач. Учителю наверняка пригодятся популярные книги по теории вероятностей или по занимательной математике (мы довольно активно размещаем сейчас и те, и другие), историка образования заинтересуют исследования о преподавании математики до 1917 года и так далее.
— Вы упомянули дальнейшее развитие проекта; в чём оно будет заключаться?
— Да, как я сказал, основа имеется, теперь на ней можно создавать что-то дальше. Есть сравнительно небольшие задачи вроде развития раздела «Путеводители», есть и большие направления, придающие проекту новое качество; о последних имеет смысл сказать несколько слов.
Первое, что мы собираемся сделать в ближайшее время, — начать в рамках библиотеки выпуск информационного бюллетеня «Вестник математического образования». Это будет электронное издание, в котором предполагается собирать сведения о новых книгах, мероприятиях и других событиях. Удивительно, но до сих пор в нашем постиндустриальном информационном обществе такого издания нет, и никто не знает, что где происходит, какие выходят книги, о чём пишут журналы.
Затем последует серьёзное развитие системы личных кабинетов. Через них будет организована связь с читателями, которая поможет нам лучше решать текущие задачи по развитию библиотеки. Впоследствии хочется в рамках библиотеки наладить и связь пользователей между собой: чтобы они могли комментировать издания, рекомендовать их друг другу и даже совместно решать какие-то проблемы.
— Это похоже на социальную сеть.
— Похоже. Я давно понял, что если библиотека будет оставаться просто местом, где размещены какие-то книги, то, во-первых, она не будет полноценно востребованной, а во-вторых, окажется нежизнеспособной в долгосрочной перспективе.
Сейчас я мыслю библиотеку не как замкнутый в себе самодостаточный продукт, а как одну из составляющих большой информационной системы, призванной менять окружающий мир. Эту систему нужно с чего-то начинать. Использовать в качестве первого модуля электронную библиотеку, по-моему, правильно. Дальше бюллетень, который позволит нам пропускать через библиотеку текущие информационные потоки. Когда-то и социальная сеть появится.
— И всё же, почему Вы считаете, что без создания перечисленного библиотека не может быть востребованной?
— Понимаете, жизнь так устроена, что люди чем-то интересуются не очень часто, а читают мало. Мне кажется, это связано во многом с тем, что у людей нет времени (а иногда и желания) из-за постоянной загруженности текущими делами. Учитель, преподаватель высшей школы поставлен в условия постоянного цейтнота: перегрузка на работе, обилие отчётности, какие-то бессмысленные требования руководства и нередко неуважение со стороны этого руководства — какое тут может быть «саморазвитие»? Такой человек вряд ли станет посещать библиотеку регулярно. А мы хотим именно этого: постоянной работы человека с книгой (точнее, с информацией). Как нам быть?
Собственно, личные кабинеты появились во многом как ответ на этот вопрос. Каждый месяц зарегистрированным пользователям будет отправляться письмо со сведениями о новых поступлениях — при напоминании кто-то и откроет заинтересовавшее издание.
Далее, в выпусках бюллетеня будут помещаться обзоры по темам; человек мог зайти сюда, чтобы узнать о ближайших конференциях, но увидел обзор и что-то открыл. Или человек видит, что некую книгу из библиотеки считают хорошей его коллеги, чьё мнение для него важно; он может заинтересоваться и ознакомиться с ней.
В общем, я хочу сказать, что не следует рассчитывать на то, что читатель сам будет постоянно приходить в библиотеку. Чтобы он приходил, нужно периодически предлагать ему что-то, что мотивирует его обратиться к книгам. И нужны разные механизмы заманивания: например, через бюллетень или «социальную сеть». И когда точек входа будет много, то и обращаться к библиотеке станут чаще.
Кстати, может быть и наоборот: читатель мог прийти за книгой, но «по дороге» увидел в бюллетене информацию об интересном ему событии.
— Почему тогда не воспользоваться обычной соцсетью? Ведь Вы можете вести свой аккаунт и рассказывать, о чём захотите.
— Обычная социальная сеть не даёт тех возможностей, которые мы можем реализовать через личные кабинеты сами. Например, сбор статистики: как узнать, сколько человек рекомендовало данную книгу своим коллегам? Сколько человек открыло книгу из бюллетеня? И так далее. Нам важно знать ответы на эти вопросы.
Другой пример. По каждому изданию необходимо уметь показывать комментарии (когда они будут), поэтому их нужно либо хранить внутри библиотеки, либо как-то вытягивать из соцсетей. Понятно, что второй способ гораздо сложнее (если вообще реален).
Я думаю, что со временем у библиотеки появятся аккаунты в соцсетях, но они наряду с ежемесячной рассылкой будут выполнять только функции оповещения. Обсуждения, вопросы, рекомендации — всё будет внутри электронной библиотеки.
— Планы у Вас большие и, очевидно, требуют немалых затрат. Как решается этот вопрос?
— Изначально была мысль, что этот проект можно выполнять за счёт средств организации, которая его «приютит». Но желающих на это не нашлось. Затем я пробовал обращаться в несколько негосударственных фондов, поддерживающих инициативы в области образования. Однако и там был отказ. Жили мы тогда за счёт моих личных накоплений и небольших подработок по оцифровке. Но долго так существовать было невозможно, и я обратился к Татьяне Анатольевне Алтушкиной, которая согласилась нам помочь. А мы со своей стороны помогаем Русской Классической Школе в оцифровке книг, необходимых для её единомышленников.
Постепенно я пришёл к выводу, что наиболее правильная форма финансирования проекта в современных условиях — его регулярная поддержка пользователями. Многие некоммерческие проекты так и живут — собирают пожертвования. Уже есть читатели, которые помогают нам постоянно, но пока их, к сожалению, слишком мало. Впрочем, к налаживанию сбора средств мы ещё только приступаем.
— Вы не планируете обращаться за поддержкой к государству, ведь Ваш проект имеет общероссийское значение?
— Это несколько нескромно, но я бы даже сказал «общемировое» — проектом активно пользуются и наши соотечественники, проживающие в других странах.
Нет, обращаться к государству я не планирую. По крайней мере, в ближайшее время. Собственный опыт и наблюдения над современной российской действительностью убеждают меня в том, что для нашего проекта лучше быть в стороне, и на самом деле все задумки можно реализовать без государства, что и показывает создание новой версии.
Поддержка читателями мне видится в перспективе основным источником финансирования ещё и потому, что она позволит проекту быть более устойчивым: если какие-то пользователи не смогут нам помогать, то всегда останутся другие, а также появятся новые. Вообще, одна из самых важных моих задач — обеспечение жизнеспособности проекта вне зависимости от судеб конкретных людей и обстоятельств.
Кстати, добавлю, что мне хочется, чтобы читатели поддерживали не только библиотеку, но и друг друга. Например, собирали средства на издание трудов своих коллег или просто помогали им материально в трудной жизненной ситуации. После создания коммуникативной составляющей сайта можно будет подумать об организации кассы взаимопомощи для этих целей.
— Это уже совсем не библиотека.
— И да, и нет. Посмотрите, что делают обычные библиотеки для привлечения посетителей. Они идут по пути организации дополнительной деятельности, не связанной с чтением напрямую: проводят творческие встречи, организуют клубы и кружки. Люди приходят не за книгами, но книги — вот они, рядом, и кто-то берёт их в руки, хотя шёл за другим.
Здесь что-то похожее, только деятельность относится к определённой профессиональной области. Рекомендация книг, общение, сбор средств на полезные дела — всё будет работать и на библиотеку.
Таким образом, имея в виду задачу привлечения читателей, я хочу создать набор инструментов для решения конкретных задач в области математического образования, а также показать людям, что этими инструментами можно пользоваться и улучшать жизнь. Ведь часто кажется, что от нас ничего не зависит, но на самом деле именно от нас зависит всё.
— Позвольте не согласиться с последним Вашим утверждением: от учителя, преподавателя зависит не так много: почти все решения принимаются без него и обычно даже без учёта мнения педагогического сообщества.
— Тогда я спрошу: а какие у вашего учителя/преподавателя есть инструменты для того, чтобы его мнение было учтено? В том-то и дело, что никаких.
Вы говорите «педагогическое сообщество», но в сфере образования нет реально действующих сообществ: имеющиеся профессиональные группы не тождественны сообществам, способным к действию.
В рамках библиотеки можно начать формировать основу такого сообщества в области преподавания математики. Но чтобы когда-то оно смогло решать сложные задачи типа разработки новых стандартов образования, необходимо сначала получить опыт коллективной деятельности в решении более простых задач. Например, создать рекомендательный список книг для чтения по математике. Или совместно наполнять упомянутый выше бюллетень. Может показаться, что это совсем простые задачи, но уверяю вас, что они не очень простые.
А потом, знаете, аппетит приходит во время еды. Если удаётся решить одну задачу, то хочется решить и другую, более сложную. Если при этом они решаются ещё и коллективно, при поддержке сотен и даже тысяч коллег, это придаёт совсем другое ощущение и нередко приводит к положительным результатам даже в нашей современной бесправной действительности. Коллективная сила — это большая сила.
Так что да, я считаю, что от людей зависит всё, и вопрос лишь в том, чтобы осознать это, создать механизмы для взаимодействия и решения задач и научиться пользоваться ими. Это касается, конечно, не только образования.
— Тогда остаётся только пожелать успехов Вашему проекту.
— Спасибо, но правильнее сказать «пожелать успехов Вам и всем педагогам-математикам в развитии общего проекта».
— Хорошо, пусть будет так!
— Вот да.
#МатематическоеОбразование #Библиотека
